Обзор прицепов для снегохода
Начну с главного. Данный текст не является рекламным текстом, а выражает субъективное мнение автора.
Снегоходы были в моей жизни с малолетства. Первый буран появился, когда мне было лет 10. Было круто, мне даже давали прокатиться одному. А один раз, с одноклассниками, в этом же возрасте отец дал нам самостоятельно прокатиться. Мой школьный друг разогнался на всю скорость и резко вывернул руль. Чуть не перевернулся)) После этого за руль не сажали… Потом с егерем 20 км без варежек вторым номером. Минус 24… Чуть без пальцев не остался. Потом новый год 1995 год. 2000 км на буранах за 10 дней каникул с другом Лехой на Усе, под Сызранью… Потом -27, 2 заглохших в поле Бурана. Причина не понятна, по сей день. Разобрал все что можно, но завелись они через час сами собой. Ну в общем вы поняли.
Итак, 2017 год. Продан ETH, купленный по 10 за 100. Покупаю свой б\у снежик. К нему однозначно нужна телега. Так как планируется передвигаться по всей средней полосе, к выбору телеги подхожу ответственно.
Набиваю в Интернете «Прицеп для снегохода», чего только не вываливается.
Сразу ставлю себе следующие условия
1. Прицеп одноосный, 750 кг, без категории, на 13-14 колесах
2. Прицеп с тентом на защелках с задним и боковым окном
3. Прицеп с откидным кузовом
4. Прицеп с откидным передним и задним бортом
5. Прицеп оцинкованный
6. Прицеп рессорный
Теперь по порядку
Прицеп одноосный, 750 кг, без категории, на 13 колесах
У меня открыты все категории грузового транспорта, но вот если в праздничный момент мне вздумается передать управление хрупкой девушке, чтобы со скоростью 60 доехать до дома, то с точки зрения закона возникают вопросы.
Грузоподъемность прицепа закладывается с хорошим запасом, поэтому производители, с которыми мне пришлось общаться, в приватном разговоре сказали, что на самом деле можно перевозить вес до 700 кг.
Одноосный прицеп также не так требователен к выставлению фаркопа в одну линию с прицепным устройством как двуосный. Последний при нахождении факркопа высоко, начинает сильно нагружать заднюю ось автомобиля (ведь у снежика тяжелая часть впереди) что ведет к повышенному износу шин.
13 колеса. Почему? Личный опыт. В моем хозяйстве было около 30 прицепов разного назначения и конструкций. Так вот модная ныне версия прицепов OFFROAD имеет следующие недостатки и преимущества.
+ Колеса по колее и высоте соответствуют тягочу и колее. Что повышает проходимость.
+ Можно использовать (в некоторых случаях, если у вас УАЗ J) одну запаску.
- И очень существенный это ступичный узел. Колеса в сборе на 16 как правило в 2 раза тяжелее 13, а вот ступичный узел прицепов для снегохода изготавливается без запаса… Что приводит на наших дорогах к разрушению подшипника. Были 2 подобных прицепа разных производителей, болезнь одна… Избавился.
Да и 13 запаску сразу вешаю на кронштейн на прицеп. Беру колесо с диском такого вида, чтобы никто не позарился….
Вопрос лебедки и домкрата был снять, так как снегоход планируется передвигать своим ходом и по опыту данные опции не являются критичными. Теперь обо все поподробнее.
Прицеп с тентом на защелках с задним и боковым окном
Ну можно конечно без тента… Под чехлом. Или еще лучше под полиэтиленовой пленкой. Но тут сразу.
Без тента по нашим дорогам снежик будет весь грязный, а мыть его особо негде, да и не полезно.
Тент тоже уделается. Стирать если только. После каждой поездки. Да и тент или пленка все равно местами натирает пластик снегохда. Особенно там, где хлопает.
Есть три типа тентов. В принципе претензий особых нет ни к одному. Но есть недостатки.
Самый примитивный способ шнуровки.
+ Самый дешевый.
+ Быстро снимется
- Требует подтяжки
- Перетирается на углах и защелках
- Развязывается
Шнуровка через кольца по всей длине
+ Тент никогда не слетит с каркаса
- Со временем тент провисает, нет возможности подтянуть Требует подтяжки
- Для того чтобы добраться до вещей в передней части прицепа, придется расшнуровать весь тент.
В принципе, я отдаю предпочтение такой шунровке, больше чем первому варианту.
Третий, и на мой взгляд, самый продвинутый тип тента.
+ Самый дешевый.
+ Быстро снимется в любом месте прицепа
+ Имеет боковое окно для доступа к месту водителя снегохода. Не нужно залезать в прицеп через самую грязную часть прицепа и снегохода, для того чтобы его выгнать на улицу.
- Самый дорогой
Прицеп с откидным кузовом
Откидной кузов на прицепе для снегоходов это уже не каприз, это необходимость. На моей практике были поездки со снегоходами на обычных прицепах. В определенных условиях можно и без откидного механизма. Но спускаться то может и безболезненно, а вот подниматься… Не удобно. Нужны, какие то трапы. Мы покупали относительно дешевые прицепы и сами делали под них трапы. Трапы во первых нужно где-то крепить в кузове прицепа, во вторых как-то прочно крепить их к прицепу чтобы не повредить технику. В третьих, трапы увеличивают поверхность, которая требуется для съезда снегохода.
В общем, данная конструкция имеет право на жизнь, но откидная платформа удобнее. Есть несколько вариантов, просто откидная платформа, так и оснащенная домкратом и лебедкой.
Лебедка удобна для затаскивания не работающего снегохода. Это в том числе предохраняет прицеп от повреждений при заезде снегоходом. Особенно передний борт. Домкрат предотвращает откидывания прицепа обратно. Я, в свою очередь не пользуюсь этими «плюшечками» так как открываю передний борт при заезде на прицеп, а при заезде на платформу, он под действием тяжелой «головы» снегохода плавно опрокидывается сам. В общем, вполне обхожусь, но если нет, не помешают. Желательно наличие в прицепе крепежных проушин и металлической накладки на задний борт и на заднюю часть прицепа. Это исключает пробуксовки и как следствие, повреждение гусеницы снегохода.
Прицеп рессорный.
Ну, здесь как всегда выступает вопрос стоимости изделия для производителя. Деталей меньше, крепежа меньше.
Привернул на 4 болта балку к раме и готово. Но если взять такие показатели как ремонтопригодность и плавность хода, то рессорный прицеп выигрывает у своего торсионного собрата. У меня в хозяйстве 15 прицепов разного назначения и только три из них на торсионах. На фотографиях ниже лишь часть хозяйства.
Для прицепа под снегоход положительный момент торсионной подвески это сокращение погрузочной высоты, так как рессорная подвеска занимает больше места и требует чуть большей высоты отрыва рамы от земли. Да еще в том, что рессорная подвеска требует визуального контроля, и протяжки время от времени. В остальном торсион проигрывает. Не понятно когда он достигает своей крайней точки, тогда как по рессорам можно визуально контролировать загрузку прицепа. Пустой прицеп на торсионах летает так, что от вибраций повреждается каркас креплений бортов и каркас тента. Быстрее протирается сам тент.
Прицеп с откидным передним и задним бортом
Задний борт однозначно должен быть откидным, если вообще быть. Желательно чтобы он висел на тросах, а не тупо откидывался. В противном случае он вечно будет погнут и поцарапан. Передний же борт тоже должен быть откидным по причине удобства. Ведь возможно, что вам потребуется перевезти что-нибудь длиннее 5 метров. И тут откидной должен вам помочь.
Прицеп оцинкованный
Да, да. И не просто оцинкованный, а оцинкованный полностью. И борта и каркас, и элементы. Иначе, особенно после эксплуатации зимой, ваш прицеп будет иметь неопрятный вид, и требовать покраски каждый сезон. То есть переплата в 10-15 тысяч рублей для прицепа под снегоход просто необходима, в отличие от «летнего» «дачного прицепа», так он эксплуатируется в агрессивной среде.
Вот как выглядит мой прицеп, с оцинкованными бортами, но на металлическом каркасе.
Как видно на рисунке, металлические части, не покрытые оцинковкой, после года эксплуатации выглядят, так как будто их вообще не красили с завода.
Подводя итог, еще раз повторюсь, это мнение автора, который купил в итоге прицеп МЗСА 817718.
Во первых, в него влезает два снегохода "валетом", во вторых, у него очень прочная рама. Он полностью оцинкован, тент без бокового окна, так как прицеп широкий и в нем можно стоять в полный рост. Рамасамосвального типа, без лебедки. Ось на 1300кг, 7-листовые рессоры. Замок на 1600кг, рама с подрамником на 900кг. Какие условия соблюдаются на этом прицепе:
+ Прицеп одноосный, 750 кг, без категории, на 13 колесах
+ Прицеп с тентом на защелках с задним и передним окном
+ Прицеп с откидным кузовом
+ Прицеп с откидным передним и задним бортом
+ Прицеп оцинкованный
+ Прицеп рессорный
Все условия, перечиосляемые в статье, были соблюдены. Эксплуатация подскажет и докажет правоту нашего выбора.
Текст: Модест курков
Фото: Автор, Интернет